Граффити
Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х.
В начале средством нанесения рисунка был маркер, после, культовым
оружием граффитистов были самодельные маркеры - в банку из-под
дезодоранта напихивалась "копирка" и заливалась спиртом с ацетоном;
отверстие затыкалось старым носком. Не удивительно, что с такой
хреновиной в кармане би-бой чувствовал себя анархистом-бомбометателем.
Рисовать граффити на слэнге стало называться "to bomb"... Затем
использовались аэрозольные баллончики с авто краской.
Один тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой
творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183("TAKI 183") на стенах
и станциях подземки по всему Манхеттену.Такая метка называлась "тэгом"
и представляла собой классический пример би-бойских кликух.Taki писал
простым маркером и без наворотов.Но он был "маньяком": своим тэгом он
изгадил пол-Нью-Йорка, заслужив всенародную славу (в 1971 году "The New
York Times" напечатала о нем большую статью) и бросив вызов остальным
би-боям. Другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные
имена.После этого стало модным придумывать себе кликухи и писать их
заковыристым шрифтом на стенах .Стены в то время стали сильно
"забомблены" .
Ранние "райтеры" ни черта не заботились о том поймут ли их каракули
уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных" писателей,
читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую
важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих.
На этом этапе стиль письма и выбор места также играли заметную роль.
Каждому хотелось выделится из общей массы и получить признание себе
подобных.
Потом бравым ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на
какие-то подписи и появились первые цветные рисунки....Они были низкого
качества и состояли из малого количества цветов. Прошло время, Граффити
стало частью популярной в то время хип-хоп культуры. Рисунки приобрели
божеский, а под час и идеальный вид. Художников стало появляться всё
больше и больше.
По-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя
подземку Нью-Йорка. Место было что надо - размалеванные хитрыми
буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска
граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже
выбор локаций уступает в важности и первостепенности самому письму.
Ведь изначально все буковки строились ровно в ряд и читались с
пол-пинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули
привлекали все больше внимания.
А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал,
исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто
Stey и кое-кто еще стали выписывать свои имена на внешности поездов
тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во
всю длину и ширину вагона.
Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так
парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких колпачков спрэющих
баллонов на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности
широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном
желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка
подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые
буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое
время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити,
созданный в рамках "subway sistem". А писатель фразы из бронкса был
первым, кто развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и
сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали
аккуратными, и стили писателя из Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский
мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в
красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение.
Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город
бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности
выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый
делал 3D со своими штрихами - начались "style wars"(войны стилей).Часто
соперничество вело к замалевыванию чьих-нибудь картин собратьями по
цеху. Одна из бригад даже так и называлась - "Т.С.О." ("The Cross
Outs"- "рисующие поверх"), одним известным вандалом был би-бой Cap, а
шрифт "blockbuster" изобрели специально для таких подлянок Через
некоторое время наконец возник самый сложный стиль "wildstyle", в
котором буквы, хитро переплетаясь, складываются в абсолютно нечитаемую
паутину - почище китайских иероглифов и арабской вязи.
Большинство авторов работало по одиночке, но поскольку рисунки
увеличивались в размере и сложности, многие начали работать в свободных
группах "crew".
Спустя какое-то время носить в кармане баллончик стало опаснее, чем
пистолет. Десять лет спустя, в 1983-м, художник Майкл Стюарт, застаный
полицией за бомбингом, был забит до смерти. Брейкерам запретили
танцевать в метро. Мэр Нью-Йорка Эд Коч выделил 22 миллиона долларов на
строительство двойного забора с колючей проволкой вдоль всех линий
подземки. Между рядами забора было установлено патрулирование копов с
собаками. Фирма "MTA" изобрела специальную машину "Buffen" для очистки
вагонов от живописи, и мэрия закупила десятки таких машин. Вскоре
выяснилось, что после общения с "Buffen" вагоны начинают безутешно
ржаветь, чахнут и умирают. Короче, войну власти проиграли - 1981, год
наибольших репрессий, был для граффити самым продуктивным.
"Whole-car" - роспись плохо стоящей машины - стала видом багородной
охоты. Кроме того, в ответ на гонения бомбинг приобрел идеологическое
содержание и стал для черной молодежи формой революционной борьбы. Как
объяснял в интервью политграмотный би-бой Дж.Уолтер Нигроу: "Хитрость в
том, чтобы нарисовать там, где они не достанут. И когда Вавилон падет в
огне, останется свидетельство того, что не все здесь были болванами..."
Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на улицах своих
городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше тинов
подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально
двигал культуру граффити много-много лет.
Настоящий взрыв хип-хопа прогремел в начале 1980-х.Этот всплеск
продвинул искусство аэрозоля, наряду с такими течениями как breakdance
и рэп, в популярное культурное явление. Хип-хоп зародившийся на улицах
Нью-Йорка, довольно таки быстро перерос в международную,
многонациональную культуру